Консультация логопеда "Развитие речи у детей"
Речь формируется у ребёнка постепенно. Вместе с его ростом и развитием, и проходит ряд качественно различных ступеней развития. Новорождённый может издавать непроизвольные звуки: крик, хныканье, выражающие ощущения голода, боли или какого-либо дискомфорта. Они являются врождёнными, одинаковыми для детей всех народов, несмотря на различие языков и культур. Эти звуки являются предшественниками речи, и по их интонационной выразительности мать может понять, что ребёнок голоден, у него что-то болит и т.д. Хотя эти звуки ещё не имеют ничего общего с речью, они очень важны, поскольку способствуют развитию тонких и разнообразных движений трёх отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового и артикуляционного.
Первые попытки артикуляции звуков отмечаются в 2 – 3 месяца, гуление. Вначале это простые певчие и гортанные звуки, затем они становятся более разнообразными, а примерно в 5 месяцев ребёнок пытается повторить артикуляционные движения губ взрослых. Эти многократно повторяемые движения приводят к закреплению двигательного навыка.
Начиная с шести месяцев. Ребёнок уже довольно чётко произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, дя-дя-дя, па-па-па и др). Он уже научился воспринимать отдельные звуки и может связать их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, на, бух), что позволяет образованию временных связей, т.е. запоминанию слов на их реакцию. Речь взрослые должны быть чёткой, неторопливой и правильной. Это очень важно! Если ваш ребёнок перестал гулить , но не стал лепетать, это должно стать поводом для беспокойства. Необходимо срочно показать малыша отоларингологу и провести углубленное исследование состояния слуха.
Как правило, к 9 – 10 месяцам ребёнок произносит отдельные слова из одинаковых парных слогов (мама, дядя, папа, баба). К году словарный запас состоит из 10 -15 слов.
Поскольку речь не является врожденной способностью человека. То для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой зрелости, а органы чувств ребёнка – слух, зрение, обоняние, осязание, вкус – были также достаточно развиты. Очень большое значение имеет окружающая среда. Необходимо, чтобы ребёнок получал новые яркие впечатления, надо создавать вокруг малыша атмосферу, которая способствовала развитию движений и речи, а не задерживала его физическое и психическое развитие. Чем больше вы будите говорите с ребёнком, тем больше будет пассивный словарный запас (т.е. тех слов, значение которых он уже понимает, но просто не может произнести), из которых впоследствии развивается активный словарь.К двум годам такой словарь насчитывает примерно триста слов. Фразы становятся всё более длинными и сложными. А произношение слов улучшается. Все дети начинают говорить в разное время: одни к этому возрасту могут довольно связно выражать свои мысли, другие только начинают произносить короткие фразы. Волноваться ещё рано, но если к трём годам ребёнок не начал говорить, то необходимо обратиться к специалистам за консультацией. Довольно часто родители утешают себя тем, что ребёнку просто не хочется говорить и обращаются за помощью, когда упущено много времени.
К трём годам из речи ребёнка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные произноси смягчённо). Дети этого возраста строят простые предложения или даже сложносочинённые. Хотя в речи ещё много грамматических ошибок («копать лопатком», «пить чашки» и др). Они легко запоминают и рассказывают небольшие стихи.
К четырём годам малыш правильно произносит все звуки родного языка, кроме шипящих и сонорных звуков (Р, Рь, Л). Не настаивайте, чтобы ребёнок в этом возрасте правильно произносил звук Р. Очень часто желание мамы и папы научить ребёнка овладеть сложными звуками и неумение делать это приводит к возникновению серьёзного нарушения звукопроизношения.
Обычно к пяти годам все возрастные неправильности речи исчезают, но это во многом зависит от правильности речи взрослых. Поэтому малыша надо с детства приучать к красивой, правильной, чистой речи. Старайтесь побольше читать ребёнку сказок, а затем разбирайте их вместе с ним, остановитесь на хороших героях и отрицательных, выясните, почему они такие, попросите потом ребёнка рассказать сказку папе, бабушке или дедушке.
Развивать речь ребёнка можно и нужно постоянно. Вы ведёте ребёнка в садик или из него, по дороге старайтесь всё время что-нибудь рассказывать. Обратите внимание малыша на разницу между автобусом и автомобилем, на зелёные листики, или на голые ветки деревьев, а вечером как бы случайно скажите: «А помнишь, что мы видели?». Ребёнок тут же подхватит вашу игру и начнёт рассказывать увиденное по дороге. Таким образом вы можете развивать внимание и речь.
Родители должны всегда помнить, что чем богаче и правильнее речь ребёнка. Тем легче ему высказать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его поведение и возможности познания мира, следовательно, и его личность будет наиболее гармонично развита.
Самое незначительное расстройство речи может отразится на деятельности и поведении ребёнка. В школе такого ребёнка могут дразнить. Что очень тяжело отражается на его психики. Дети, плохо говорящие, довольно быстро начинают понимать свой недостаток. Они становятся более замкнутыми, застенчивыми, нерешительными, и в результате начинают развиваться комплексы, снижается успеваемость, появляется неуверенность в себе. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразится на грамотности, так как письменная речь формируется на основе устной.
Поэтому, если ребёнок не говорит ни в год, ни в полтора, ни в два года и особенно если в течении беременности матери, родов и раннего развития малыша отмечались некоторые отклонения. Не теряйте времени, обратитесь к психоневрологу, логопеду, детскому психологу. Чем раньше выявите причину этой проблемы, тем скорее будет найден выход из неё. |